Путешествия учат больше, чем, что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. - А. Франс
Участие общества в решении проблемы « Алексей Харитонов

Участие общества в решении проблемы

Четверг, 16 Янв 2014

.

«Искусство управления состоит в том, чтобы своевременно  учесть и знать,

где сосредоточить свои главные силы и внимание»

 В.И. Ленин

В наше время ни у кого не возникает сомнений в высокой социальной значимости туризма. Но раз общество заинтересовано в развитии туризма, то ему и брать на себя решение его проблем, в том числе и в области обеспечения личной безопасности путешественников. Участие общества (в широком понимании этого слова) в решении вопросов профилактики может быть наиболее результативно, вероятно, в двух направлениях.

Первое (рассмотренное в предыдущей главе) – это создание коллективного мнения о дозволительности и нравственности определенных форм поведения в туризме, формирование правильных общественных взглядов на безопасность путешествий, что предполагает использование различных средств из области воспитания, образования, пропаганды приемов, заимствованных из педагогики и социальной психологии.

Второе направление – организационно-конструктивное, включающее различные, прямо или косвенно регулирующие безопасное развитие туризма методы, управление которыми находится в руках правомочных организаций. К этому направлению относятся, в частности, методы: организационный, информационный, маркировочный, благоустроенный, материально-технический и экономико-правовой. Попробуем разобрать указанные методы, при возможности показав на результатах анализа несчастных случаев, во что обходится пренебрежение некоторыми из них.

Участие общества в решении проблем туристского травматизма наиболее широко проявляется в осуществлении организационных мер. К ним относится создание общественных, ведомственных, государственных организаций, служб, которые берут на себя вопросы упорядочения туристского движения, контроля за его безопасностью и оказания ему необходимой помощи. В зависимости от конкретной страны это будут министерства, комитеты, советы по туризму, туристские общества, ассоциации, федерации, клубы, секции, комиссии, различные контролирующие и спасательные органы, как добровольные, так и штатные, в том числе подчиненные полиции, жандармерии, армии. В число организационных мер входят контроль за соблюдением правил, инструкций, положений, регламентирующих безопасное развитие туризма, проведение различных проверок, патрульных акций, контроль за состоянием трасс туристских маршрутов, сбор и анализ материалов, осуществление других видов организационной профилактической и поисково-спасательной работы.

Об основных направлениях в деятельности общественных туристских организаций, отвечающих за безопасность самодеятельных путешествий, уже рассказывалось. В плановом туризме безопасность (наряду с содержательностью, функциональностью, многогранностью, привлекательностью, многовариантностью и охраной природы) входит в число основных принципов организации туристской работы и обеспечивается сотрудничеством туристской базы с контрольно-спасательной службой, местными, органами спасения на водах, здравоохранения, общественного порядка, гидрометеорологической службой.

На каждой туристской базе, обслуживающей маршруты с активными способами передвижения, созданы спасательные отряды и фонды, имеется медицинский персонал. В целях большей безопасности туристов установлены предельные нормы нагрузки на инструкторов: не более 20 туристов в группах, совершающих пешеходные, водные и лыжные походы, не более 10 туристов – на горных маршрутах со снежно-ледовыми перевалами или при обучении туристов горнолыжной технике.

В программу пребывания на плановых маршрутах с активными способами передвижения включен ряд обязательных профилактических мероприятий, в том числе следующие:

·         медицинский осмотр всех членов групп, в процессе которого врач (при необходимости совместно с инструктором) проверяет показания или противопоказания маршрута для каждого из туристов, выявляет случаи симуляции или диссимуляции, ведет разъяснительную работу с теми, кто, имея серьезные отклонения в состоянии здоровья, настаивает на участии в походе.

·         контрольная проверка отдельных умений туристов для решения вопроса о возможности их выпуска на основную трассу похода (для водных походов – обязательно умение плавать, для горных – ненарушенное чувство равновесия, для горнолыжных – владение элементами горнолыжной техники);

·         контрольная проверка в процессе одно-, двухдневного тренировочного похода дисциплинированности и других морально-волевых качеств членов туристской группы, их организованности и готовности к созданию управляемого коллектива;

·         выпуск группы на трассу маршрута, который производится решением директора или старшего инструктора после подтверждения росписью каждого туриста группы получения им инструктажа по вопросам безопасности, проверки старшим или дежурным инструктором соответствия группового и личного снаряжения туристов условиям путешествия и при отсутствии сведений (штормовых предупреждений) о наблюдающихся или ожидающихся на маршруте опасных гидрометеорологических явлениях.

Перечень организационных мер мог бы быть развернут и продолжен дальше. Перспективное планирование намечает и дальнейшее его расширение. Однако главное, вероятно, не в том, что должно быть и на что регулярно отпускаются немалые средства, специальное снаряжение, штатные единицы и другие виды обеспечения. Исчерпывающие планы мероприятий, широкие кампании и месячники безопасности на местах порой так и остаются планами и кампаниями. Более актуальным представляется элементарное соблюдение каждым туристским учреждением наиболее важных требований профилактики туристского травматизма.

Продолжим анализ несчастного случая с туристами на трассе маршрута № 30 «По Западному Кавказу» (см. стр. 75J . К указанным ранее основным причинам происшествия необходимо добавить и те косвенные факторы несчастья, что были связаны с объективными недостатками в работе туристских учреждений, обслуживавших этот маршрут, — турбазами «Горная» (пос. Хад-жох) и «Кавказ» (пос. Гузерипль).

В их числе следующие:

      формальный и не охвативший всех туристов медицинский осмотр перед походом;

      поверхностный инструктаж по вопросам, связанным с предупреждением травматизма, который не дал туристам знаний о возможности понижения температуры, метели, потере ориентировки и о действиях, необходимых в такой обстановке, о мерах профилактики обморожений и переохлаждений;

      отсутствие обязательной контрольной проверки практических умений туристов, необязательность участия туристов в тренировочном походе;

      плохая проверка снаряжения перед выходом на маршрут, в связи с чем некоторые из туристов не имели достаточного количества личных теплых вещей, а инструкторы оставили на турбазе основные веревки, ледоруб;

      занижение установленного норматива инструкторов на определенное число туристов (не исключено, что третий инструктор мог бы принять решение, исключающее аварийную ситуацию);

      неудовлетворительно осуществленная (особенно на открытых местах) маркировка тропы туристского маршрута;

      плохое состояние спасательных фондов на туристских приютах, что помешало выходу спасательной группы с приюта «Фишт» при нарушении туристами контрольного срока;

      отсутствие оперативной связи турбаз «Кавказ» и «Горная» с органами гидрометеорологической службы и практики обязательного оповещения туристских групп о штормовых прогнозах.

Наиболее же весомой организационной ошибкой, непосредственно отразившейся на возможности и тяжести несчастного случая, надо признать отсутствие должного контроля за подготовкой инструкторского состава, в части обучения его мерам профилактики травматизма, организации движения и ночлегов в аварийной ситуации, спасательным работам, оказанию первой доврачебной помощи и другим вопросам, связанным с обеспечением безопасности туристов на маршруте.

Стремясь урегулировать все вопросы подготовки к путешествию и обеспечить осуществление профилактических мероприятий, можно и переусердствовать: при обилии требований, запретов, указаний туристы перестают различать в них важные и второстепенные, обязательные и желательные.

Нереальные указания, вносимые иногда в путевые документы туристских групп (например, «выход на маршрут только при хорошей погоде» или «движение по леднику только в связках», хотя выпускающему в плановый поход старшему инструктору заведомо известны неблагоприятный прогноз и факт отсутствия на складе базы основных веревок) только развращают людей, приучают их к симуляции исполнительности в вопросах безопасности.

Также ошибочна тактика декларации строгих наказаний нарушителям при очевидном отсутствии на некоторых уровнях организационной работы необходимого контроля и соответствующих санкций у контролирующих общественных органов. Безнаказанность рождает у туристов неверие в необходимость строгого соблюдения норм безопасности на маршруте, ощущение вседозволенности в походных условиях, может вызвать грубые и опасные нарушения дисциплины.

Значительные возможности сокращения туристского травматизма заключены в целенаправленном обеспечении туристов путевой печатной информацией.

В число видов печатной информации входят туристские, краеведческие, общегеографические описания района путешествия, путеводители, справочники, буклеты, рекламные проспекты маршрутов. К ним же относятся тексты описания маршрутов в туристских путевках и, конечно, туристские карты и схемы.

Необходимое условие использования путевой информации как одного из средств обеспечения безопасности – ее объективность, полнота, точность. От описания маршрута, изобилующего превосходными степенями и восторженными эпитетами, но умалчивающего об опасных участках, дискомфортных природных условиях или других трудностях пути, больше вреда, чем пользы. Талантливость автора и художественные достоинства текста лишь усугубят вред: чем больше неприятных и опасных неожиданностей может встретить путник, тем большее разочарование получит он от суровой действительности, и тем сложнее ему будет выходить без нужного снаряжения и подготовки из сложившейся ситуации.

Перечисленные качества печатной информации о маршрутах должны быть присущи всем ее разновидностям. При нарушении этого требования информация как форма участия общества в организации безопасного туризма превращается в свою противоположность – орудие дезорганизации. Так, односторонний показ в тексте путевки на плановый пешеходный маршрут одних рекламных красок демобилизует людей, снижает их готовность к физическим нагрузкам. Еще более чревато неприятными последствиями пользование некачественной информацией на самодеятельных маршрутах. В первую очередь, это относится к картографической продукции.

Конечно, в значительной мере виноваты сами потребители – туристы, которые принимают выпускаемые в настоящее время основные виды туристской картографической продукции не за обзорно-краеведческие издания, а за точные карты, по которым можно ориентироваться в незнакомой местности. Однако цифры говорят сами за себя: анализ происшествий с потерявшими ориентировку самодеятельными группами показывает, что около 65% заблудившихся групп пользовались на маршруте в той или иной мере туристскими картосхемами, выпущенными картографическими фабриками, а не менее 40% — только ими (т.е. не применяли самодельные схемы местности).

Не хотелось бы обижать картографов – ведь и сейчас ими порой выпускаются туристские схемы, имеющие весьма подробную общефизическую и специальную нагрузку, изображение рельефа с использованием горизонталей, схемы, показывающие не только населенные пункты, но и нужные для точного ориентирования путешественников отдельные строения, тропы, дающие информацию о лавиноопасных зонах. Вместе с тем большинство других видов картографической продукции (также носящих наименование «схема туристского маршрута №_ » или «туристский маршрут… «) этих данных не содержит.

Учитывая требования последнего постановления партии, правительства и профсоюзов о дальнейшем развитии туристско-экскурсионного дела в стране в части необходимости повышения информационной полноты туристских карт, представляется весьма своевременным усиление их «туристоохранной» (позволим себе это словообразование по аналогии с широко употребляемым термином «природоохранной») функции. Это предполагает, в частности, выделение цветом или другими изобразительными приемами участков с потенциально опасными природными явлениями (возможность камнепадов, лавин, селевых потоков); показ рекомендуемых безопасных трасс маршрутов (с запасными вариантами на случай стихийного бедствия), мест биваков, лагерных стоянок; включение за рамки основной схемы вспомогательных крупномасштабных схем, рисунков, фотографий, помогающих ориентированию в пути и опознанию объектов, управляющих действиями туристов на сложных и опасных участках маршрута (перевалы, переправы, порожистые участки на реках); включение в текст схемы целенаправленно поданных сведений о дискомфортных погодных особенностях маршрута (минимальные и максимальные температуры воздуха и воды, влажность, направления и сила ветра, повторяемость штормовых явлений), сведений об адресах и телефонах туристской контрольно-спасательной службы.

Простейший и вместе с тем эффективный вид общественной заботы о безопасности путешественников – маркировка туристских маршрутов, т.е. их разметка специальными условными знаками, которые в своих символах, форме, цвете и буквенно-цифровом коде несут необходимую для туриста путевую информацию о маршруте, естественных препятствиях и опасных участках, о рекомендуемых или запрещаемых формах поведения.

«Привязывая» людей к конкретной тропе, хорошо осуществленная маркировка может не только задавать направление движения, но и его темп, диктовать режим дня, продолжительность переходов, что само по себе уже снижает походный травматизм.

Проложенная в обход труднопроходимых участков местности, маркировка предопределяет путь туристов по наиболее удобным и безопасным местам. В районе со сложными природными условиями она помогает выбрать правильный путь по ледникам и снежникам, указывает места рекомендуемых переправ через реки, безопасные тропы на крутых склонах.

Запрещающие знаки маркировки ограничивают подход туристов к опасным местам, предупреждающие – сигнализируют об источниках опасности, о возможности стихийных бедствий, о крутых склонах, узких тропах и других естественных препятствиях; указательные знаки подсказывают места укрытий от непогоды, безопасные бивачные площадки, источники пригодной для питья воды.

Маркировка позволяет учитывать возрастные особенности и физиологические требования при движении по маршруту, предупреждать ненужные перегрузки, позволяет с учетом возраста, здоровья и туристской подготовленности людей популяризировать маршруты соответствующей их возможностям продолжительности и сложности.

Маркировка исключает случаи потери ориентировки и схода туристов по этой причине с запланированной трассы путешествия. Даже при неблагоприятной метеорологической обстановке, отсутствии картографического материала и компаса, при недостаточной подготовке инструктора или руководителя группы система условных путевых знаков, как правило, позволяет туристам продолжать движение по маршруту, не дает сбиться с пути и выйти на опасные участки.

Возможность значительного снижения числа несчастных случаев на маркированных маршрутах выдвигает маркировку в число самых необходимых видов профилактической деятельности туристской контрольно-спасательной службы.

Указанные положительные качества этого способа заочного управления туристским движением (марка выполняет роль своеобразного «лидера» на маршрутах) широко используются в ряде стран. Длина маркированных трасс в отдельных районах выражается в десятках тысяч километров. В Чехословакии, Польше, Венгрии принято считать наличие маркированных маршрутов одним из основных показателей уровня культуры в туризме, показателем заботы общества о нем. Более того, по мнению зарубежных исследователей, улучшение маркировки маршрутов (наравне с ростом благосостояния, увеличением свободного времени трудящихся и подобными причинами) является одним из основных факторов, влияющих на интенсивный рост туристских рядов в социалистических странах.

Опросы туристов показывают, что путешественники, как правило, с удовольствием отдают себя под защиту и покровительство маркированной трассы. Так, массовое анкетирование путешественников на 11 маркированных тропах Великобритании показало, что 25% опрошенных было привлечено именно теми гарантиями, которые дает путешествие по маркировке. Для остальных наличие такой трассы служило кроме того признаком обилия в районе природных или исторических достопримечательностей.

К сожалению, в отечественном туризме возможности маркировки – в первую очередь как средства повышения организованности и безопасности путешествий – используются далеко не полно. Хороший опыт маркирования ряда маршрутов в Краснодарском крае, Прибалтике, частично в Грузии и на Украине еще не стал массовым. Многие туристские трассы имеют лишь предварительную разметку, а другие хотя и маркированы, но с нарушениями в наглядности, единообразии, эстетичности, логичности замысла, что делает роль маркировки малозначимой.

Последнее объясняет тот факт, что более 95% происшествий с самодеятельными группами происходят на немаркированных маршрутах. К туристским тропам не имеющим маркировки (или имеющим, но неудовлетворительную)! оказываются приуроченными 73% несчастных случаев с плановыми группами на маршрутах с активными способами передвижения и практически все случаи потери тропы и ряд туристских автоаварий, вызванных отсутствием запрещающих знаков на закрытых (предназначенных только для пешего передвижения) участках дорог.

Продолжением и углублением предыдущего способа усиления безопасности путешествий является благоустройство маршрутов.

Благоустройство включает расчистку и укрепление троп, особенно на сложных и опасных участках, устройство переправ (мостов) через водные преграды, навеску страхующих цепей и тросов на перевалах и скалах, размещение на маршрутах различных укрытий от непогоды, где путник может получить пусть временный, но кров, расчистку проходов на речных порогах.

Помимо этих прямонаправленных на снижение туристского травматизма действий, большую пользу приносят также другие, косвенно способствующие безопасности путешественников. Мы имеем в виду создание дорожно-тропиночной сети, призванной направлять движение путешественников, оборудование туристских привалов, стоянок, лагерных полян безопасными кострищами и очагами для приготовления пищи, «медвежьей мебелью» из чурбаков, плах и толстых спилов, простейшими игровыми площадками – всем, что организует путешественника, предлагает ему определенные формы поведения, привязывает к конкретной трассе маршрута. «Управляющими» объектами на маршруте могут быть оборудованные обзорные и панорамные площадки, смотровые вышки, учебные тропы с элементами, заимствованными из практики создания музеев под открытым небом, «дорожки здоровья» с такими снарядами, как импровизированные перекладины, бревна для упражнений в равновесии, камни для поднятия тяжести.

В числе своеобразных форм благоустройства туристских маршрутов близки задачам безопасности различные указатели, маршрутные схемы, информационные щиты ( азимутальные диски (на обзорных точках) с направлениями и расстояниями до объектов, имеющих значение ориентиров, предупреждения и требования контрольно-спасательной службы и других организаций, контролирующих поведение всей массы путешественников на маршруте.

Как объекты «притяжения» туристов и средство контроля за их движением могут использоваться штемпеля (компостеры), памятные доски и книги. Установленные на особо достопримечательном месте или бивачной поляне, они служат для саморегистрации туристов. Известны случаи, когда в некоторых туристских районах (например, в Крыму) такие памятные книги выдерживали до 18 — 20 тысяч росписей посетителей.

Перечисленные задачи и возможности благоустройства маршрутов в настоящее время еще реализованы слабо. Больше того, из-за отсутствия на местах должного внимания к трассам плановых путешествий, приходится ставить под вопрос возможность дальнейшего функционирования некоторых из них.

В 1981 г. временно (предположительно на несколько лет), до наведения соответствующего порядка, были исключены из действующих популярные всесоюзные маршруты №№ 431 и 432 «По Северному Тянь-Шаню». Среди ряда причин одной из главных явилась трудность в обеспечении безопасности туристов в связи с отсутствием благоустройства пешеходных участков пути.

Несмотря на то, что маршруты действовали много лет, на них не было ни одного туристского приюта, безопасного укрытия или оборудованной лагерной стоянки. Не была налажена радиосвязь с туристскими группами. Маркировка троп не соответствовала установленным требованиям, а на значительных по протяженности участках маршрутов вообще отсутствовала.

В результате группы (как правило, на 70 — 90% состоящие из физически не подготовленных к нагрузкам лиц «слабого» пола) были вынуждены на все время похода через два высокогорных перевала оставаться без аварийной связи с туристскими учреждениями, переносить в рюкзаках недельный запас продуктов, палатки, спальные мешки, костровые и кухонные принадлежности, другое снаряжение и инвентарь, которые они могли бы получить на месте при наличии туристских приютов.

Характерная особенность маршрутного благоустройства в том, что оно не регламентирует деятельность туристов, а создает необходимые условия и возможности для определенных – желаемых для общества, заботящегося о безопасности путешественников, — проявлений. Еще одна особенность – широкая направленность его воздействия, поскольку в сферу влияния благоустроенных (а равно и маркированных) маршрутов попадают не только плановые и организованные самодеятельные, но и неорганизованные туристы, различные группы отдыхающих, любые посетители данной территории.

Особенно велико воздействие благоустроенных троп, когда оно сочетается с влиянием информационных средств. Поэтому желательно, чтобы на каждый по-настоящему оборудованный и подготовленный для приема путешественников маршрут был свой отдельный путеводитель-справочник наподобие тех, что выпускаются для посетителей музеев и выставок. Эксплуатация за рубежом таких троп (в том числе проходящих через опасные каньоны, крутые скальные склоны, горные вершины, пещеры) показывает их социальную целесообразность и весьма высокую безопасность.

В руках общества находятся основные нити материально-технического метода управления туристским движением. Путем целенаправленного воздействия на производство и обеспечение путешественников нужным снаряжением, инвентарем, средствами передвижения и походного размещения можно решать многие вопросы, связанные с обеспечением безопасности на маршрутах.

К сожалению, коллективы физической культуры, советы добровольных спортивных обществ, спортивные и туристские клубы порой самоустраняются от тех сторон подготовки туристских групп к путешествию, которые касаются их материально-технического обеспечения, и не осуществляют специально оговоренного правилами требования о проведении контроля за оснащением групп необходимым снаряжением и инвентарем. Некоторые турбазы также не проявляют своевременной заботы о заказе, приобретении и полном укомплектовании всех нужных видов походного снаряжения и технических средств обеспечения безопасности, не создают необходимых фондов прокатного инвентаря, не организуют продажи туристской обуви, шерстяных носков, головных уборов, накидок от дождя, солнцезащитных очков.

В результате безразличия к ассортименту и качеству снаряжения на маршрутах усиливается вероятность создания аварийных ситуаций, а сами маршруты изменяются не в лучшую сторону. Так, невысокий запас плавучести, плохая остойчивость, низкая мореходность полученных для планового маршрута судов, отсутствие на них приспособлений, обеспечивающих непотопляемость, заставляют туристов нерационально удлинять свой путь движением по мелководью или вдоль береговой линии, опасно изменять тактику и режим дня: практиковать ночные переходы по более доступной для данных судов спокойной воде.

Отсутствие в пункте проката турбазы необходимого количества туристских ботинок ходовых размеров на рифленой подошве вынуждает инструктора группы изменять утвержденную трассу маршрута, затягивать, ориентируясь на неуверенно идущих из-за неподходящей обуви туристов, дневные переходы, с опозданием проходить сложные (снег, лед, броды) участки маршрута. Возможности снижения туристского травматизма с помощью материально-технических рычагов хорошо заметны на положительных примерах: массовое использование с некоторых пор таких патентованных средств, как ремни безопасности на автомобилях, «маркера» и им подобные крепления на горных лыжах, защитные каски в водном, горном и мототуризме, предупредило многие несчастные случаи и снизило тяжесть травм, по подсчетам французских специалистов, в 1,5 — 3 раза. Справедливости ради надо отметить, что эти же средства позволили усовершенствовать технику передвижения и способствовали выходу на еще более опасные рубежи, препятствия, маршруты.

Труднее в количественном выражении показать, во что обходится зависящий от промышленности и торговли дефицит на те или другие виды походного снаряжения или его низкие потребительские качества. Можно лишь констатировать, что по результатам анализа несчастных случаев 34% туристских самодеятельных групп, терпевших бедствие на маршруте, использовали предварительно ими улучшенное, переделанное, модернизированное стандартное снаряжение фабричного производства, 6% подобных туристских групп использовали также снаряжение собственной конструкции или изготовления.

Еще один – весьма необходимый способ управления вопросами безопасности – экономико-правовой, основывающийся на использовании экономических рычагов и законодательства: включающий, образно говоря, «пряник» льгот и «кнут» административного, дисциплинарного и другого воздействия, причем не только на нарушителей-туристов, но и на организаторов путешествий и тех, от кого зависят вынужденные нарушения техники безопасности на маршрутах.

Ценообразование на различные виды туристских услуг (если понимать под последними все виды «путевочного» обслуживания, перевозок, продажи товаров туристского спроса) сейчас лишь относительно связано с задачами снижения туристского травматизма, но в целом может значительно повлиять на общую организованность путешественников. Так, практикующиеся на местах платные учебные туристские мероприятия, выпуск путевок на самодеятельные спортивные походы, дифференциация цен на прокат страховочного и спасательного снаряжения и другие экономические меры – каждая по-своему – способствуют переходу большего числа путешественников в русло организованного и более безопасного туризма. Однако системы таких мер не существует. Из серьезных штрафных экономических санкций имеется лишь одна, определяющая, что все расходы, связанные с проведением поисково-спасательных работ по вине туристской группы, могут быть отнесены за счет средств организаций, выпустивших эту группу на маршрут. Каких-либо ощутимых скидок, премий, других экономических льгот для безопасно подготовленных маршрутов и образцово осуществленных путешествий – нет.

Намного чаще используются запретительные меры. При этом они имеют, как правило, одностороннюю, природоохранную, направленность. Контроль, запреты, наказания со стороны представителей органов внутренних дел, работников лесного, охотничьего и рыбного надзора, охраны заповедников, заказников, национальных парков обычно преследуют цель ограничить или не допустить посещения туристами определенных территорий, предупредить некоторые способы природопользования и с безопасностью людей прямо не связаны. Значительно ощутимее эта связь в акциях органов здравоохранения (в частности, ее санитарно-эпидемиологической службы) и лесной пожарной охраны. Что касается юридических норм, направленных на защиту путешественника и определяющих его приоритет, то к ним с определенной долей условности может быть разве что отнесена статья 10 закона об охране природы в РСФСР, оговаривающая возможность установления охранных зон с режимом заказника вдоль трасс наиболее популярных туристских маршрутов.

Приходится констатировать, что на сегодня правовой статус путешественника разработан явно неполно, отсутствует юридическое оформление туристского землепользования как формы хозяйственного использования земли, нет правовой защиты для туристских маршрутов, тем более что они часто не укладываются в границы одного района, области, края, поскольку река или горный хребет не признают административных рамок, нет и специального регламентирования вопросов обеспечения безопасности в условиях путешествия.

Заканчивая беглый разбор основных форм возможного участия общества в решении задач, связанных со снижением уровня туристского травматизма, справедливо поставить вопрос: можно ли считать обеспечение безопасности путешественников делом только туристских организаций? Не правильнее ли признать, что борьба с травматизмом в таком популярном и социально важном явлении, как туризм, требует привлечения более широкого общественного внимания, нуждается в проявлении большей заботы и деловой помощи со стороны многих министерств, ведомств, учреждений, организаций. Ведь во многом именно от работников промышленности и торговли зависит производство непотопляемых байдарок, непромокаемых палаток, удобных спасательных жилетов или безопасных туристских примусов; от картографов – выпуск подробных туристских карт и схем, с которыми был бы не страшен любой запутанный маршрут; от лесоустроителей – маркировка и благоустройство туристских троп, оборудование безопасных кострищ, сооружение надежных туристских приютов.

Время, когда туризм был в пеленках, а спасение утопающих считалось делом рук самих утопающих, – безвозвратно ушло. В нашей стране свои отпуска и выходные дни в туристских походах и прогулках сейчас проводят десятки миллионов человек, а всего на земном шаре различными формами туризма увлечено около 800 млн. людей. Особым решением ООН было признано, что туризм является одним из наиболее желательных видов человеческой деятельности, заслуживающих похвалы и поощрения со стороны всех народов …

 .

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.


 

Protected by Copyscape Web Plagiarism Software Экстремальный портал VVV.RU Яндекс.Метрика