Путешествия учат больше, чем, что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. - А. Франс
Виновато ли снаряжение? « Алексей Харитонов

Виновато ли снаряжение?

Воскресенье, 12 Янв 2014

.

Когда обувь тесна, весь мир кажется тесен.

 Турецкая пословица

Рассмотрим причинную роль в несчастных случаях снаряжения – второго компонента формулы «маршрут – снаряжение – путешественник – общество». Под снаряжением будем понимать все техническое и материальное обеспечение путешественника: средства передвижения, предметы походного быта, одежду, обувь, средства страховки, продукты питания, медицинскую аптечку и т.п.

Роль состояния средств передвижения в безопасности путешествий, связанных с использованием моторов или механических приводов, очевидна. По отечественным данным, каждая пятая авария, вызванная технической неисправностью автомобиля, приводит к гибели людей.

Наиболее частые случаи травматизма туристов, едущих на автомашинах, мотоциклах, мопедах или велосипедах, дают неисправности в тормозном устройстве, шинах, рулевом управлении и осветительном оборудовании. Так, по результатам одного из технических осмотров в США каждые 2 из 5 испытанных машин находились в состоянии, не обеспечивавшем безопасной эксплуатации. Первыми по дефектной ведомости шли фары (24% всех машин), затем тормозные устройства (17%), задние фонари (15%) и рулевое управление (10%).

Не менее важно, хотя и не чревато обычно столь тяжелыми последствиями, качество снаряжения для безопасности передвижения и преодоления препятствий на водных, горных, лыжных и спелеологических маршрутах. Невысокий запас плавучести, плохая остойчивость, низкая мореходность выбранных для путешествия судов, отсутствие на них приспособлений, обеспечивающих непотопляемость, или недостаточно прочные, неправильно подобранные по ширине, гибкости и материалу скользящей поверхности лыжи, лыжи без металлической окантовки на горном насте, с малым носковым загибом на глубоком рыхлом снегу – все это может послужить причиной несчастного случая.

Поскольку 2/3 времени путешествия приходится на привалы, ночлеги и бивачные работы, для предупреждения травматизма отнюдь не безразлично соответствие своему назначению предметов походного быта: палаток, спальных мешков, костровых принадлежностей, обогревательных устройств. В некоторых условиях – при сильных морозах, затяжных дождях, при отсутствии естественного топлива на маршруте – бивак может представлять собой наиболее трудоемкую, напряженную и даже небезопасную часть походной жизни. Во всяком случае, настораживает, что четверть известных случаев тяжелого травматизма и заболеваний в зимних походах приурочена к привалам. Причины большинства из них – неправильное поведение людей, но в какой-то степени они объясняются и легкой промокаемостью стандартных палаток, недостаточными теплоизоляционными качествами спальных мешков, неудобством и небезопасностью имеющейся в продаже туристской посуды, отсутствием в производстве походных печек и т.п.

Экипировка участника группы, его одежда и обувь определяют возможность личной защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Малое количество шерстяных или других теплых вещей, отсутствие ветро- и влагозащитной одежды могут поставить человека, особенно в зимнее время и в высокогорье, в угрожаемое положение. Даже такие мелочи, как короткие рукавицы, неудачный фасон капюшона, сломанная застежка «молния», легко приводят к местным обморожениям. Летом плохая конструкция одежды, лишая возможности регулировать ее теплоизоляционные качества, ведет к перегреву организма. Особенно часто у путешественников из-за несоответствующей по размеру, фасону и другим данным обуви травмируются ноги: образуются намины, мозоли и водяные пузыри, «сбиваются» и «прихватываются» морозом пальцы. О распространении последнего свидетельствует тот факт, что до 9/10 всех обморожений обычно приходится на нижние конечности. Из-за неудовлетворительного сцепления подошвы обуви с почвой, скальными поверхностями, льдом случаются растяжения и разрывы связок, срывы и падения, грозящие на сложном рельефе тяжелыми травмами.

Не исключена опасная ситуация из-за некачественного, малокалорийного или не соответствующего климатическим условиям маршрута набора продуктов питания. Причиной недоедания и истощения может быть порча продуктов из-за слабой фабричной упаковки, отсутствия первоначальной консервирующей обработки, слишком коротких сроков хранения. Это же иногда приводит к желудочным заболеваниям и пищевым отравлениям.

Понятны, наконец, и самые серьезные последствия для туристов, если у группы нет страховочного, защитного и спасательного снаряжения или оно неудовлетворительного качества. Рассуждая теоретически, вообще нельзя совершить сколько-нибудь сложный горный поход без основных и вспомогательных веревок, страховочных (альпинистских) поясов, ледорубов, лавинных шнуров, защитных очков и масок; водный – без спасательных жилетов и средств, гарантирующих непотопляемость судов; спелеологический – без защитных гидрокомбинезонов, предохранительных касок с налобными фонарями, лестниц и веревок; мотоциклетный – без шлемов, защищающих головы и шейные позвонки водителей и пассажиров; и любое путешествие – без укомплектованной всеми необходимыми средствами медицинской аптечки.

На практике получается иногда иначе. Отсутствие или малое количество некоторых видов туристского снаряжения в продаже или прокате толкает отдельных недисциплинированных людей на совершение путешествия негодными средствами и «большой кровью». В результате можно встретить в зимней тайге туристов на узких лыжах и в беговых полуботинках, в горах – в кедах со стертым рифлением и с бельевой веревкой для страховки, на воде – без элементарных спасательных средств. Обычно такие группы состоят из новичков и идут по сравнительно простым маршрутам. Но ведь именно такие маршруты, как уже говорилось, дают львиную долю происшествий.

Не следует, однако, искать причины травматизма только в отставании промышленного выпуска снаряжения от растущей потребности в нем. Увеличение количества, улучшение качества, разнообразие ассортимента предметов технического оснащения еще не устранят несчастных случаев по вине снаряжения. Многое здесь будет зависеть от самих участников путешествий.

Во-первых, туристы должны предусмотреть, чтобы снаряжение в группе было комплектно и однотипно, чтобы одни его предметы соответствовали другим и допускали в аварийных условиях взаимозаменяемость. Известно, что отлично действующие врозь походный примус и туристское плоское ведро нельзя применять вместе, ибо коэффициент их совместного полезного действия ничтожен. При использовании в группе разнотипных велосипедов или лодок участники будут растягиваться по маршруту, а при неисправности одних машин или судов на них нельзя будет поставить детали с других машин и судов. Значительно усложнит зимний поход и вызовет повышенную предрасположенность к несчастным случаям из-за преждевременной усталости одних членов группы при бесполезной работе других такая «мелочь», как разная ширина лыж у туристов. Вместе с тем опасную ситуацию легко разрядить, если есть возможность заменить один вид снаряжения другим. Так, при потере рукавиц и риске быстрого обморожения путешественников не раз выручали удачно заменяющие рукавицы шерстяные носки, а при порче лыжных ботинок — валенки для дежурных, которые берут обычно в расчете на самую крупную ногу в группе.

Во-вторых, в процессе подготовки к путешествию желательно специально приспособить снаряжение к конкретным условиям и опасностям маршрута, усилить его отдельные детали и узлы. Так, для зимнего маршрута по горам целесообразно укрепить на обуви поводки – лыжеудерживатели, предупреждающие потерю лыжи при самопроизвольном расстегивании крепления, сделать дополнительную оплетку колец лыжных палок, установить самодельные «тормозила» на лыжи. Для водного путешествия, как правило, требуется проклеить оболочку байдарки по кильсону и нижнему поясу стрингеров резиновыми протекторами, сшить фартук (если его нет) и т.п.

Важно также тщательно проверить наличие резервных предметов материального обеспечения: ремонтного набора, запасных деталей для лыжного крепления, материала для починки оболочки и каркаса байдарки, запчастей для мотоцикла, запасных защитных очков и рукавиц, батареек и лампочек к карманному фонарю, аварийного резерва продуктов питания, спичек. Нельзя забывать, что отсутствие под рукой запасного снаряжения может поставить группу в угрожаемое положение. Так, если при поломке греби на плоту не окажется запасной, то авария на сложном участке реки может произойти в первые же секунды после происшествия.

Жизненно необходимо для безопасности путешествия и вместе с тем сравнительно несложно самостоятельно изготовить защитно-спасательные технические средства. Многие туристы-водники с успехом используют самодельные жилеты и нагрудники из подкладных медицинских кругов, спасательные круги из автомобильных и пояса из велосипедных камер. Для удержания на плаву и защиты от ударов камнями и бревнами на бурных реках с недавнего времени стали применять самодельные защитно-спасательные комплекты, состоящие из пенопластовых спасжилетов, щитков для бедер и голени, шлемов, накладок на плечи, локти, колени. Чтобы сделать байдарки непотопляемыми, многие дооборудуют их самодельными воздушными емкостями (обычно резиновыми камерами).

Небольшие конструктивные доработки, применение новых материалов, улучшение качества предметов, прямо не связанных с безопасностью, на самом деле также снижают вероятность травматизма и заболеваний в походах. Так, применение самодельных пенопластовых циновок и поролоновых ковриков уменьшает опасность простудных заболеваний, а применение бахил (защитных чулок, надеваемых поверх лыжных ботинок) – обморожений.

Имеет значение даже простое изменение формы, материала или цвета предметов. Для примера остановимся на последнем. Яркая окраска отдельных предметов или привязанных к ним сигнальных шнуров предупреждает утерю вещей на маршруте. Кроме того, удачно подобранная расцветка одежды и снаряжения «веселит» глаз, отвлекает от путевых тягот, снижает утомляемость в условиях монотонного движения. Одно дело однообразные грязно-зеленого тона робы, рюкзаки, спальные мешки и палатки, другое – когда снаряжение ярко и различно окрашено.

Иногда цвет имеет прямое отношение к безопасности, если в поход взять лыжи светлых тонов, то при сильном снегопаде или в сумерках они могут быть не видны на ногах, что затруднит движение. При поисках с воздуха потерявшейся группы нелегко обнаружить на снегу белую палатку. А если туристы в таежном путешествии одеты в традиционные штормовки и не имеют каких-либо ярких и заметных деталей на одежде и рюкзаках, их порой можно принять за нечто другое, что может стать причиной несчастного случая.

Туристская группа из Новосибирска совершала путешествие по Приморью. В один из дней похода руководитель разрешил двум туристам уйти вперед поохотиться. Охотники двигались вниз по долине, несколько раз переходили с берега на берег и через полчаса пути заметили на другой стороне реки, в просветах кустарника, мелькание серого пятна, как им показалось, «бока сохатого». Прогремел выстрел – «бок» мелькнул в другом просвете, еще выстрел – и… раздался крик человека. Так была ранена одна из участниц похода. Оказалось, что группа нагнала охотников и двигалась параллельно им на расстоянии 60 — 80 м. по другому берегу. Если бы туристы имели яркую одежду (ведь носят же в некоторых местах охотники с этой целью яркие головные повязки), такие нарушения, как несогласованность движения подгрупп, недоговоренность о зоне охоты или стрельба по неясной цели, могли бы и не окончиться так трагично.

В мае 1981г. во время областных соревнований по водному туризму на реке Брусовица (Архангельская область) произошел несчастный случай с тяжелым исходом с одним из участников. Экипаж байдарки не сумел выгрести из струи на повороте, байдарку прибило под ель и стало заливать водой. Участники соревнований и посты спасателей не смогли не только помочь товарищу, но и не увидели его в потоке. Разбор происшествия показал, что погибший использовал самодельный жилет, имевший темную окраску и не выделявшийся на воде. Спасатели же ориентировались на яркую расцветку жилетов фабричного производства и не заметили проплывший мимо темный «предмет».

Выбор конкретного тона для снаряжения и одежды зависит от условий путешествия. Наиболее броски и вызывают непроизвольную концентрацию внимания, как на белом фоне снега, так и на зеленом или сером фоне леса, поля, горного склона оранжевый и, в несколько меньшей степени, красный и желтый цвета. Невольно останавливает взгляд чередование желтых и черных полос, что широко используется в предупредительных знаках (с помощью которых, по данным зарубежной печати, на отдельных промышленных предприятиях удалось сократить число несчастных случаев более чем на 50%). Такие контрастные и призывные цветовые решения нужны в первую очередь для тех предметов, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности (лавинные шнуры, спасательные жилеты), или для тех, которые сами являются потенциальным источником несчастного случая (баллоны с газом, канистры с бензином).

Намного чаще, чем из-за технических недоделок, неукомплектованности или непродуманности различных мелочей в снаряжении, угроза травматизма создается из-за простой (правильнее сказать, преступной) небрежности – утери топоров или спичек, утопления ведер, прожигания спальных мешков и палаток, порчи одежды и, особенно, обуви при неумелой сушке у костра.

Иногда причиной несчастного случая оказывается использование снаряжения не по назначению и не в тех условиях и режимах, на которые оно было рассчитано.

В 1969 г. киевские туристы совершали горное путешествие по Западному Кавказу. При подъеме на перевал Хокель руководитель группы из-за плохого сцепления обуви со склоном сорвался и начал падать. Веревка, с помощью которой осуществлялась страховка, не выдержала нагрузки. Человек пролетел 150 — 200 м. по крутому ледовому склону и заклинился в бергшрунде, получив ушибы тела, трещину свода черепа и повреждение голеностопного сустава.

Расследование несчастного случая показало, что группа, в достаточном количестве оснащенная всем необходимым: горными ботинками, кошками, основной и вспомогательной веревками, просто не применила снаряжение по назначению. Срыв руководителя произошел тогда, когда он в кошках пытался преодолеть гладкие скалы «бараньих лбов». Веревка лопнула, поскольку была не основной (та к моменту аварии находилась в рюкзаке у одного из участников), а тонким репшнуром.

По техническим условиям, репшнур не обеспечивает безопасности передвижения на горном рельефе и может быть применен только для вспомогательных целей, а кошки используются только для движения по льду и фирну.

Таким образом, оценивая роль снаряжения в травматизме, можно отметить, что большинство мероприятий, направленных на снижение опасностей, связанных с техникой, в настоящее время зависит от инициативы и желания самих участников путешествий. Вместе с тем ясно, что в перспективе все больше проблем специального материального оснащения туризма будет переходить из сферы туристского технического творчества и «самообслуживания» на широкую промышленную основу. Это позволит внедрить в производство такое необходимое для самодеятельного туризма снаряжение, как облегченные радиопередающие устройства для двухсторонней связи, магнитометрическую аппаратуру для поисков засыпанных лавинами и многое другое.

При конструировании новых защитных и страховочных приспособлений нужно учитывать, что они должны быть максимально просты и удобны в употреблении. Чрезмерно тяжелые, неудобные, осложняющие движения спасательные жилеты, быстро запотевающие и утомляющие зрение солнцезащитные очки мешают туристу, и поэтому ими мало пользуются. Не годятся также приспособления, которые увеличивают число рабочих движений при преодолении препятствия, вызывают потерю времени и сил путешественников.

Уменьшению травматизма должно способствовать конструктивное улучшение уже выпускаемой промышленностью продукции, например туристской обуви. В частности, необходимо увеличить «сцепляемость» обуви с гладкими поверхностями (возможно, за счет глубокого рифления подошвы или за счет комбинированных триконей). Для большинства видов туризма нужна обувь, «щадящая» голеностопный сустав, т.е. с высоким верхом и манжетами, жестко фиксирующая голеностоп в вертикальной поперечной плоскости. Одновременно обувь должна допускать свободные движения пальцев и максимальную амплитуду сгиба ноги в вертикальной продольной плоскости.

Можно было бы бесконечно продолжать перечень требований к потребительским качествам туристского снаряжения и, вероятно, постепенно удовлетворять их. Однако бывают несчастные случаи, в которых одной из косвенных причин травматизма оказывается простое игнорирование имеющегося хорошего снаряжения, неиспользование заложенных в нем спасательно-защитных возможностей.

В августе 1981 г. в группе ленинградских туристов, совершавших горное путешествие V категории сложности, при первопрохождении перевала в районе ледника Имат погиб один из самых опытных, находившихся в отличной физической и технической форме участников группы. Происшествие случилось на сравнительно несложном ледово-фирновом склоне крутизной 30° , на котором уже были навешены перила длиной 60м. Поскользнувшись, турист стал скользить вниз, не принимая активных мер к самозадержанию, по-видимому, надеясь, что сможет остановиться лишь слегка притормаживая ледорубом. Все участники группы кричали ему: «Зарубайся», но он попытался затормозить кошками (что ни в коем случае нельзя делать), после чего начал падать, кувыркаясь через голову и, пролетев 100м., упал в трещину между скалами и снегом.

Разбор случая показал, что погибший имел специальный зажим для прохождения по перилам, но не воспользовался им. Он мог бы на первых 5-10м. легко зарубиться ледорубом, но не сделал и этого. Наконец, травма могла бы не оказаться смертельной, если бы он не пренебрег защитной каской: как выяснилось, он специально не затягивал ее ремень, считая, что «так неудобно», и каска слетела с его головы на первых метрах падения.

Подобные факты не единичны. В одной трети актов разбора несчастных случаев в разной мере, но отмечаются ошибки пострадавших или их товарищей в использовании предметов снаряжения. Важно и другое: как экстремальные погодные условия практически никогда не бывают главной причиной несчастного случая, а лишь выявляют допущенные туристами недочеты в проведении путешествия, так и снаряжение служит лишь индикатором их готовности к встрече с опасностями.

Итак, нельзя одни виды снаряжения считать опасными, а другие – безопасными, поскольку эти качества находятся в прямой зависимости от правильности использования снаряжения. Кроме того, опасность надо понимать не только как возможность прямого отрицательного воздействия предмета (например, взрыв примуса), но и как увеличение риска путешествия при отсутствии или порче снаряжения (опасность обморожения, если нет теплой одежды, опасность потери ориентировки, когда испорчен компас).

Вместе с тем можно выделить те виды снаряжения, которые при неумении туриста приносят наиболее тяжелые травмы. К ним в первую очередь относятся средства передвижения: автомашины, мотоциклы, велосипеды, байдарки, плоты. Более правильному использованию и дооборудованию их предохранительными устройствами должно быть уделено особое внимание. Статистика дорожных происшествий отмечает, что в местах принудительного внедрения предохранительных поясов и защитных шлемов число повреждений снизилось более чем вдвое.

Улучшение туристского снаряжения, применение страхующих и защитных устройств, конечно, уменьшит травматизм. Однако ясно и то, что процент несчастных случаев, где плохое состояние и неправильный подбор снаряжения служили бы основной причиной травматизма путешественников, невелик. Значительно чаще снаряжение должно фигурировать лишь как одно из второстепенных обстоятельств, способствующих созданию небезопасной обстановки на маршруте.

 .

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.


 

Protected by Copyscape Web Plagiarism Software Экстремальный портал VVV.RU Яндекс.Метрика