Перевозка туристов железнодорожным транспортом
Четверг, 05 Июл 2012
Туристский поток на железнодорожном транспорте в России снизился с 29,8% — в 1991 г. до 14,6% — в 1999 г. в силу ряда объективных причин:- значительного уменьшения числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения;- длительности поездки;- низкого качества обслуживания туристов в пути следования;- высоких тарифов и др. Однако, железнодорожные перевозки туристов имеют преимущества перед другими видами транспорта, если они осуществляются на короткие (до 150 км) и средние (до 800 км) расстояния, включая международный и внутренний туризм. Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в бывшие республики СССР. В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях. В России перевозка туристов осуществляется на скорых (от 1 по 149 номер), скоростных (от 150 до 169) и пассажирских (от 170 до 699) поездах как отечественного, так и зарубежного производства.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Общие правила перевозки пассажиров в международном сообщении, в том числе железнодорожным транспортом, регламентируются межправительственными соглашениями в рамках «Международной конвенции по контракту на путешествие», принятой 22 октября 1970г., «Конвенцией и Статусом о свободе транзита», принятой 20 апреля1921 г., Бернской (1961г.) Конвенцией ООН и др. Перевозки туристов в рамках СНГ регулируются межправительственными соглашениями, а также рекомендательным законодательным актом «Об основных принципах сотрудничества государств — участников СНГ в области туризма», принятым 29 октября 1994г.
Осуществление транспортных путешествий с использованием железнодорожного транспорта во внутреннем сообщении регулируется:
Законом РФ от 25 августа1998 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»,
Законом РФ от 8 ян-варя1998 г. № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации»,
«Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта1999 г. №277).
Перевозка туристских грузов и багажа регулируется «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении».
При осуществлении перевозок туристов по системе туристского поезда целесообразно использовать (с изменениями и дополнениями) инструкции бывшего Центрального Совета по туризму и экскурсиям:
«О руководителях туристских групп туристских транспортных маршрутов» (№ 10-18 от 24.04.84 г.);
«Должностные обязанности работников туристско-экскурсионного поезда» (№ 10-19 от 26.06.83 г.);
«Об организации отдыха родителей с детьми на туристских железнодорожных маршрутах» (№ 26-7 от 25.11.83 г.) и др.
ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ
Железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, грузобагажа, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создание необходимых для пассажиров удобств, сохранность перевозимых багажа и грузобагажа. Железные дороги обязаны обеспечивать движение пассажирских поездов по расписаниям. Железные дороги обязаны произвести перевозку пассажиров по кратчайшему пути следования с минимальным числом пересадок.
Поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории: скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения; дальние, местные и пригородные в зависимости от расстояния их следования. При дальнем сообщении перевозка осуществляется в пределах двух и более дорог, при местном — в пределах одной дороги и пригородном — на расстоянии до150 км.
Железная дорога должна обеспечивать своевременной и достоверной информацией пользователей услуг железнодорожного транспорта, которым предоставляются следующие сведения:
· перечень работ и услуг, их стоимость;
· время отправления и прибытия поездов;
· стоимость проезда пассажиров и провоза излишней ручной клади, а также перевозки грузов, багажа и грузобагажа;
· работы и услуги при продаже проездных документов (билетов);
· сроки продажи проездных документов (билетов);
· предметы и вещи, запрещенные к перевозке в виде ручной клади, багажа и грузобагажа;
· предметы и вещи, запрещенные к хранению в виде ручной клади;
· время работы билетных и багажных касс, товарных контор, камер хранения;
· время прибытия на станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования;
· расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, мест взвешивания ручной клади;
· порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;
· категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества;
· порядок обязательного и добровольного страхования;
· сервисные услуги, входящие в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности;
· наименование и юридический адрес железной дороги, которая уполномочена принимать претензии.
Сведения об изменении тарифов на перевозки пассажиров, а также соответствующих сборов доводятся до граждан через средства массовой информации не позднее, чем за 5 дней до их введения в действие. Сведения об изменениях тарифов на перевозки грузов, а также соответствующих сборов — не позднее, чем за 10 дней до их введения в действие. Указанная информация предоставляется на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей на русском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.
Пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами, вокзальными помещениями и бережно относиться к имуществу организаций железнодорожного транспорта. По договору перевозки железная дорога обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж грузоотправителей.
Согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа — его провоз, а грузоотправители грузобагажа — провоз грузобагажа. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа, грузоотправителями багажа — багажными, грузобагажными квитанциями соответственно.
Пассажиры обязаны иметь проездные документы (билеты), а железная дорога обязана оформить их выдачу при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот для граждан определенных категорий.
Лица, имеющие право проезда со скидкой, пользуются этим правом в поездах и вагонах всех категорий, а лица, имеющие право бесплатного проезда, — в жестких вагонах с 4-местными купе скорых поездов и в вагонах и поездах более низких категорий, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Приобретение проездного документа (билета), кроме билетов на пригородные поезда, производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, а для детей в возрасте до 14 лет — свидетельство о рождении). При оформлении проездного документа (билета) на поезда дальнего и местного следования указание фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным. Пассажир обязан проверить правильность указанных в проездном документе (билете) фамилии и номера документа, удостоверяющего личность, а также реквизиты поездки.
При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанном в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд не допускается.
Возврат денег по таким проездным документам (билетам) производится в случаях и порядке, определяемых правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не может быть осуществлена железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются.
Возврат денег по испорченным проездным документам (билетам) производится железной дорогой при наличии отметки железнодорожной станции о времени обращения пассажира в билетную кассу. Возврат денег по неиспользованным проездным документам (билетам) производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира.
Восстановление проездных документов (билетов) производится только в случае утраты или порчи проездных документов (билетов), оформленных на проезд от и до железнодорожных станций российских железных дорог в поездах и вагонах формирования российских железных дорог.
Восстановление проездных документов (билетов) на обратный проезд производится в пунктах их приобретения или в кассах железнодорожной станции отправления.
Пассажир, предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющем личность пассажира, считается безбилетным.
Пассажиры имеют право для проезда в поездах дальнего и местного следования:
· приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров;
· провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
· провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа, грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте;
· сдавать для перевозок багаж согласно перевозочным документам за плату в соответствии с тарифом;
· делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток;
· продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, в случае непредоставления пассажирам мест в поезде на время до отправления следующего поезда, в котором пассажирам будут предоставлены места;
· выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;
· возобновить действие проездных документов (билетов) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
Проезд детей в поездах дальнего и местного следования в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых не допускается.
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поездах дальнего следования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право:
· не позднее, чем за 15 часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
· менее чем за 15 часов, но не позднее, чем за 4 часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
· менее чем за 4 часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее, чем за 24 часа до отправления поезда пассажиру выплачивается стоимость проезда, при возврате проездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправления поезда — стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте обратного отправления действует порядок, установленный настоящим пунктом. Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки отправления поезда, непредставления указанного в проездном документе (билете) места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира.
Удержание стоимости проезда при возврате проездного документа (билета) не производится при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железной дороги.
Получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние при прекращении поездки в пути следования. Возврат причитающейся пассажиру суммы осуществляется в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте.
При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния; по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда.
Железные дороги осуществляют по предварительным заявкам организаций продажу им проездных документов (билетов) для перевозок групп пассажиров.
В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы за комплекс сервисных услуг.
Комплекс услуг и порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортности определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В поездах дальнего и местного следования пассажиры за отдельную плату обеспечиваются питанием в вагонах-ресторанах или вагонах-кафе (при наличии их в составах указанных поездов). Порядок организации работы вагонов-ресторанов и вагонов-кафе определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случае задержки отправления поезда дальнего или местного следования или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа, предусмотренного статьей 130 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», в адрес железной дороги отправления или назначения по своему усмотрению. При этом к указанной претензии пассажир прилагает проездной документ (билет). Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии.
Перевозка багажа
Каждый пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на 1 проездной документ (билет) кроме мелких вещей также ручной клади весом не более36 килограммов, размер которой по сумме трех измерений не превышает180 сантиметров. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна размещаться в вагонах в специально отведенных для этого местах.
Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.
Перечень предметов и вещей ручной клади, превышающих вес или габариты, предусмотренные настоящим пунктом, и порядок их перевозки устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
Каждый пассажир имеет право перевозить в поездах домашних животных и птиц за плату. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа
Железнодорожные камеры хранения независимо от наличия у граждан проездных документов (билетов) осуществляют хранение ручной клади в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сроки хранения ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. За естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов железная дорога ответственности не несет.
Перечень предметов и вещей ручной клади, превышающих вес или габариты, предусмотренные настоящим пунктом, и порядок их перевозки устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
Багаж выдается на железнодорожной станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов). Выдача багажа проводится в течение всего времени, когда железнодорожная станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа. На железнодорожной станции назначения прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия.
За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата в порядке, определенном правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте.
Багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня его прибытия, а также грузобагаж физических лиц, не востребованный в течение 30 дней с момента уведомления в письменной форме получателей о прибытии грузобагажа, и грузобагаж юридических лиц, не востребованный в течение 10 дней с момента уведомления в письменной форме получателей о прибытии грузобагажа, подлежат реализации в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА
Если с пассажиром по вине железной дороги произошел несчастный случай, то он имеет право на получение страхового возмещения, так как в стоимость билета входит страховой взнос.
В соответствии с Уставом и Правилами перевозки пассажиров на транспорте предоставление транспортных услуг реализуется с соответствующим уровнем комфорта и качеством и включает в себя:
· наличие в вагоне маршрута движения, расписания, таблички с фамилией, именем и отчеством проводника;
· поддержание температуры в вагоне в соответствии с санитарными нормами (не ниже +18°С);
· содержание вагона в чистоте (влажная уборка вагона, купе и туалетов не менее 4 раз в сутки);
· не менее 3 раз в сутки подачу чая, кофе и кондитерских изделий, а в вагонах СВ поездов всех категорий — в любое время суток по требованию пассажиров;
· работу проводника в форменной одежде, а при обслуживании пассажиров — в белой куртке или фартуке;
· наличие кипяченой воды, столовых принадлежностей, игр;
· наличие радиоустановки в вагоне;
· оказание первой доврачебной помощи пассажиру и др.
В поездах международного сообщения дополнительно к вышеописанному проводник вагона обязан:
· знать телефоны, адреса и реквизиты представительств страны за рубежом;
· делать отметки по требованию пассажира на проездных документах и заверять их штампом;
· принимать от пассажиров заявки (заказы) на завтрак, обед и ужин в ресторане и др.
Проводнику вагона запрещается:
· перевозить чужие вещи или почту;
· предлагать пассажирам уже использованное белье;
· требовать и брать от пассажиров чаевые;
· взимать за услуги больше установленной стоимости;
· закрывать один из туалетов;
· курить в вагоне и служебном купе;
· находиться в состоянии алкогольного опьянения и др.
ПЕРЕВОЗКА ТУРИСТСКИХ ГРУЗОВ
Перевозка туристских грузов и багажа регламентируется «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта1999 г. № 277) и «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении».
Туристские грузы (оборудование, снаряжение, палатки и др.) перевозятся как в режиме ручной клади, так и грузобагажа. Процедурно отнесение ручной клади к той или иной категории груза производится на железнодорожных станциях и вокзалах в специальных весовых с переоформлением ручной клади в багаж при превышении нормы36 кг. При посадке на малых станциях, где нет весовых, эта задача возложена на проводника вагона (в который производится посадка). В некоторых крупных городах появились контрольно-пропускные пункты (КПП) — весовые. И в том, и в другом случае при превышении нормы взимают дополнительную плату, зависящую от превышения веса и расстояния, на которое перевозится груз.
Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам без затруднений помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.
Забота о целости и сохранности перевозимой ручной клади — обязанность пассажира. Не допускается размещение ручной клади на местах, предназначенных для пассажиров, а также в проходах между сидениями, в коридорах, на площадках вагонов (в тамбурах). Запрещается также перевозка крупногабаритных вещей, не относящихся к ручной клади, размер которых по сумме трех измерений превышает200 см.
Каждый пассажир имеет право провести с собой бесплатно ручную кладь весом не свыше36 кг(на билет полный или детский). Разрешается провоз при себе байдарок в счет нормы веса ручной клади пассажира в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназначенных для ручной клади. Излишнюю ручную кладь пассажир обязан сдавать в багаж.
Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон или вещи пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества (кроме случаев, предусмотренных специальными правилами), а также предметы, не допускаемые к перевозке таможенными правилами.
К перевозке багажом принимаются вещи и предметы, вес одного места которых не превышает 75 кг, а длина 3 м. Минимальный вес отправки -10 кг. Неделимые предметы весом свыше75 кг принимаются к перевозке из расчета одно место на один билет. Перевозка предметов весом более75 кг, сданных сверх этого количества, оплачивается по тарифу грузобагажа.
При согласии пассажира багаж может быть отправлен по другому маршруту или в другом поезде, не указанном в билете, в том числе ранее поезда, на котором должен следовать пассажир. Об этом в багажной квитанции делается отметка: «Багаж отправить… (число)» или «Багаж отправить по маршруту…».
В случае неприбытия багажа, о выдаче которого пассажиром предъявлено требование, станция назначения обязана на обратной стороне багажной квитанции после истечения срока доставки сделать отметку «Багаж не прибыл», поставить штемпель с обозначением года, месяца, числа и получить от пассажира заявление с указанием адреса для посылки ему уведомления о прибытии багажа.
Багаж считается утраченным и пассажир имеет право потребовать возмещения его стоимости, если багаж не прибудет на станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока его доставки.
В конце 1994 г. Министерство путей сообщения России издало указание, в котором указано, что с 15 декабря 1994 г. в поездах дальнего следования на российских железных дорогах пассажир вправе дополнительно к норме провести с собой:
- излишнюю ручную кладь весом до14 кгза отдельную плату по тарифу багажа весом в50 кгс выдачей квитанции ЛУ-12 А;
- излишнюю ручную кладь весом до50 кгбесплатно на один купленный за полную стоимость билет в одном купе спального или купейного вагона;
- с разрешения начальника станции или вокзала ручную кладь весом до150 кгбесплатно в отдельном купе с оплатой полной стоимости за 4 места (кроме фирменных поездов);
- во всех случаях перевозимый в вагоне багаж должен размещаться в специально отведенных для перевозки ручной клади местах
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В Западной Европе железнодорожный транспорт наиболее популярен при проведении туристских путешествий. На его долю приходится около 30% общего объема перевозок всеми видами транспорта. Это объясняется умеренными тарифами и многочисленными льготами, высоким уровнем сервиса в пути следования, наличием высокоскоростных и сверхскоростных маршрутов, открытием прямого сообщения под Ла-Маншем, наличием единых согласованных систем обслуживания, а также разветвленной сетью железных дорог
Сеть железных дорог в странах ЕС
Страна |
Протяженность путей сообщения, км. |
Объем перевозок, млн. пасс/год |
Бельгия |
3.479 |
142 |
Дания |
2.344 |
146 |
Франция |
33.872 |
834 |
Германия |
26.934 |
1.000 |
Греция |
1.565 |
12 |
Ирландия |
1.944 |
25 |
Италия |
16.066 |
429 |
Люксембург |
271 |
10 |
Нидерланды |
2.798 |
256 |
Португалия |
2.668 |
226 |
Испания |
12.541 |
274 |
Великобритания |
16.854 |
762 |
В Европе туристские перевозки реализуются как специальными туристскими или экскурсионными поездами, так и рейсовыми (графиковыми) экспрессами.
Жители Центральной Европы пользуются скоростными железными дорогами TEE (Trans European Express). Во Франции путешественники предпочитают супер скоростной поезд TGV (Train a Grande Vitesse), доставляющий пассажиров из Парижа в Марсель за 4 часа 40 минут, в Лион, Нант — за 2 часа, Бордо — за 3 часа.
Высокоскоростные поезда D-Train курсируют в Германии, супер скоростной поезд Cercanias — в Испании. Среди туристов Европы большой популярностью пользуются ночные экспрессы: Вена — Венеция, Вена — Цюрих, Вена — Гам-бург, Рим — Женева, Брюссель — Лондон, Париж — Лондон (через Ла-Манш).
Особой популярностью у туристов пользуется «Восточный экспресс» (Orient Express) — первоклассная железнодорожная линия Париж — Стамбул, открытая еще в1883 г. Поезд следует из Парижа через Страсбург, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, далее в Стамбул. Здесь самое роскошное в Европе обслуживание пассажиров. Аналогичный экспресс курсирует между Лондоном и Венецией. Скорость движения таких поездов300 км/ч. В стоимость билета в первом классе входит изысканное питание.
С1980 г. «Восточный экспресс» восстановлен в своем первоначальном ретро-стиле.
Наиболее крупный европейский туроператор, специализирующийся на организации путешествий на скоростных и супер скоростных экспрессах, — фирма Wagon Lits.
В настоящее время общая протяженность железнодорожных магистралей мира, на которых курсируют высокоскоростные поезда, составляет около10 000 км.
Первая в мире высокоскоростная дорога Токио — Осака была построена в1964 г., а к настоящему времени в Японии уже существует сеть таких дорог Синкансен, скорость движения поездов на которой составляет около300 км/ч.
В ближайшие годы на железных дорогах Европы появятся поезда нового поколения на магнитной подушке с линейным двигателем, скорость движения которых достигает540 км/ч.
Скоростные магистрали построены в Европе по маршрутам Париж — Лион, Кельн — Франкфурт, Нюрнберг — Эрфурт — Галле, Лейпциг — Берлин, Верона — Мюнхен, Мадрид — Барселона, Дуб-лин — Белфаст и др.
Разработаны проекты таких магистралей в Швейцарии, Нидерландах, Испании, Финляндии, Великобритании, США.
Реализация проектов высокоскоростных магистралей активизировалась после введения в эксплуатацию тоннеля под Ла-Маншем. За рубежом широко используется система чартерных туристских поездов (Charter coach). В составе такого поезда имеются дополнительные грузовые платформы для перевозки личных автомобилей туристов. По прибытии в страну (город) турист продолжает свое путешествие на автомобиле.
Туристские поезда оборудованы вагонами с широким обзором, низким уровнем шума и вибраций, удобной мебелью, кондиционерами, телефонами в первом классе и другими атрибутами комфорта.
Во многих странах Европы курсируют специальные экскурсионные поезда (Panoramic), расписание которых увязано с расписанием морских и речных судов.
Популярен также маршрут «Night Ferry» (Ночной паром): Лондон — Дувр — Дюнкерк — Париж. Здесь сочетается увлекательное сухопутное путешествие по территории Англии и Франции с морским путешествием через пролив на пароме.
Кроме выше перечисленных, следует отметить ряд популярных туристских железнодорожных экспрессов, эксплуатирующихся в различных странах мира:
1. Австралийский туристский экспресс Indian Pacific, курсирующий через всю страну с востока на запад по маршруту Сидней — Перс.
2. Фирменный туристский экспресс Golden Arrow (Золотая стрела), курсирующий по маршруту Лондон — Париж.
3. Туристский высоко комфортабельный поезд в Южной Африке, пересекающий всю страну и следующий по маршруту Префтория — Кейптаун.
4. Американский аналог «Восточного экспресса», курсирую-щий между Вашингтоном и Чикаго.
5. Лучший российский экспресс «Красная стрела», следующий по маршруту Москва — Санкт-Петербург.
6. Популярный испанский туристский поезд Al Adalus (Андалузский экспресс), следующий по двум маршрутам: Мадрид — Севилья — Кордова — Гранада — Рондо — Севилья -Мадрид (8 дней — 7 ночей); Севилья — Кордова — Гранада — Рондо — Севилья (7 дней -6 ночей). Здесь комфортабельные ретро-купе оборудованы кондиционером, телевизором, туалетом, душем. Кроме того, в составе поезда имеются вагоны-рестораны, бары, библиотека и др.
Наиболее мощные железнодорожные системы Европы имеют такие страны, как Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания.
Национальная сеть железных дорог Германии (German Rail) протяженностью около30.000 км. с 2.500 вокзалами и станциями перевозит в год около миллиарда пассажиров. Она соединяет 50 городов страны и является удобным европейским туристским транзитом.
На большинстве железных дорог мира (75%) ширина колеи составляет 1435 мм(стефенсоновская колея), 11% дорог имеют более широкую колею (1524, 1600, 1676, 1880, 2135 мм), а 14% — узкую колею (1067 или1087 мм).
Спецификой путешествий за рубежом по железной дороге является разграничение вагонов на классы (первый, второй и туристский), а купе — на мужские, женские и семейные, курящие и некурящие, люкс, одно-, двух-, трех-, четырехместные и туристские (до 6 мест).
Дети по международным правилам в отношении разграничений купе на мужские и женские «приобретают пол» с 12 лет.
В Европе принята следующая классификация поездов:
· TD — межконтинентальный экспресс;
· 1C — международный экспресс;
· ICL — скоростной суперэкспресс;
· TEE — фирменный экспресс;
· ЕС — скоростной экспресс;
· Е — скорый поезд;
· RSB — пригородный поезд и др.
Для туристов и других категорий пассажиров за рубежом существуют различные системы льгот и скидок.
Система Eurailpass действует в 17 странах Европы при следовании по железным дорогам:
· билет без лимита расстояния (для первого класса) действует до 15 дней, стоимостью 498 USD, до 3 месяцев — 1398 USD;
· билет для молодежи (при наличии удостоверения международных студенческих организаций) без лимита расстояния действует до 15 дней, стоимостью 398 USD, один месяц — 578 USD, Два месяца — 768 USD;
· для компаньонов, следующих вдвоем (или более), и др.
Такая система скидок действует при проезде на территории Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Нидерландов, Венгрии, Ирландии, Италии, Люксембурга, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии, Норвегии.
Система Interrail — это согласованные льготные тарифы на железнодорожном транспорте 27 стран Европы и Африки. Она предполагает льготы молодежи до 26 лет, а также льготы взрослым туристам.
Дисконтные карты этой системы можно приобрести по 7 зонам, где цена составляет 250-260 USD. Время действия билета до 15 дней (одна зона), до месяца (до 7 зон). Такие дисконтные карты можно приобрести и в России.
Система Euronight — льготные тарифы на скоростных и суперскоростных экспрессах.
В каждой стране существуют свои национальные тарифы, предусматривающие дополнительные льготы. Так, в Великобритании можно купить льготный именной билет с крупной скидкой на проезд без ограничения расстояния в отдельные периоды времени (система British Rail System). Кроме того, на английских железных дорогах можно приобрести проездной билет (British pass) для туристов и гостей, а также для молодежи со значительными скидками, действующими только для второго класса. Здесь же установлен самый льготный лимит перевозки багажа без дополнительной оплаты: в первом классе -70 кг, во втором -50 кг(в других европейских странах такой лимит составляет 20-35 кг). На железных дорогах Великобритании можно провозить бесплатно четырех детей в возрасте до 5 лет, а для детей в возрасте от 5 до 16 лет действует 50%-ная скидка.
В Германии дети до 4 лет следуют бесплатно, с 4 до 11 лет — за 50%. Молодежь (от 12 до 26 лет) получает скидку по школьным или студенческим билетам в вагоне второго класса. Для туристов в Германии продаются льготные билеты на 5, 10, 15 дней и один месяц. Такие билеты, кроме железнодорожного транспорта, действительны на некоторых автобусных и речных маршрутах.
Туристам при реализации железнодорожных туров в крупные города (Лондон, Стокгольм) продаются льготные билеты на все виды городского транспорта (common carrier).
Значительные льготы туристам предоставляются на железных дорогах Австрии. Здесь продается открытый билет, действующий 15, 30 и 60 дней, стоимостью на 20% ниже, чем с фиксированной датой. Указанные льготы для туристов за рубежом являются важным стимулом развития туризма в целом.
Наибольшую популярность железнодорожные путешествия получили в Германии, Великобритании и Швейцарии. Если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешествовать по своим странам, то немцы путешествуют по Европе, России и Америке. Особой популярностью здесь пользуются путешествия на паровозной тяге.
Значительный интерес к железнодорожным туристским путешествиям проявляют на американском континенте. Здесь лидируют три основных маршрута: Транс-Канада, Транс-Америка и Транс-Атлантика. Канадский тур включает десятисуточный переезд Ванкувер — Монреаль (через Виннепег и Оттаву). Железнодорожное путешествие по США из Вашингтона в Лос-Анджелес длится 12 суток. По пути следования американский Orient-Express заходит в города: Чарльстон, Новый Орлеан, Сан-Антонио, ЭльПасо и др. Наконец, трансатлантический железнодорожный тур начинается в Манагуа и заканчивается на южной оконечности Южной Америки в Пуэрто-Монт, проходя через Гуаякиль, Лиму и Сантъяго.
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.